+7 (952) 45 87 147

Готовность ребенка к школе

Л.С.Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Пока не начали обучать ребенка в логике программы — готовности к обучению нет. Обычно готовность к обучению складывается к концу первого полугодия.

В последнее время, в дошкольном возрасте ребенка готовят к школе, опираясь исключительно на интеллектуалистический подход. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако все это можно уметь делать и не быть готовым к школе. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения включены. Никогда не следует измерять готовность ребенка к школе по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.

Как можно продиагностировать
готовность ребенка к школьному обучению?

  1. Прежде всего следует обратить внимание на возникновение произвольного поведения: как ребенок играет, подчиняется ли он правилам, берет ли на себя роли. Превращение правил во внутреннюю инстанцию поведения — важный признак готовности. Как пример, выдающимся психологом Д.Б.Элькониным был проведен эксперимент: перед ребенком положили кучу спичек, психолог просит ребенка брать спички по одной и перекладывать в любое другое место. Правила нарочно сделаны бессмысленными. Дети, которые готовятся пойти в школу, выполняют это задание продолжительное время. Дети поменьше — после задания начинают что-то строить. Самые маленькие — привносят в это задание свою собственную задачу. Когда происходит насыщение, психолог просит детей поработать еще. При этом более старшие продолжают монотонную работу, т.к. «договорился со взрослым». Детям среднего возраста говорили: «Я уйду, а Буратино останется». Поведение ребенка менялось: посматривая на него ребенок делал задание правильно. В результате эксперимента стало понятно, что если несколько раз осуществлять это действие с замещающим звеном, то и без Буратино дети начинают подчиняться правилу. Этот эксперимент показал, что за выполнением правил стоит система отношений ребенка со взрослым человеком. Сначала правила выполняются в присутствии взрослого, затем с опорой на переходный объект, замещающей взрослого, и наконец, правило становится внутренним (сознательным).
  2. Мотивационная готовность — наличие у ребенка желания учиться. Большинство родителей ответят, что их ребенок хочет в школу, следовательно мотивационная готовность есть. Однако это не совсем так. Понятия «желание пойти в школу» и «желание учиться» существенно отличаются. Ребенок может хотеть в школу, потому что все новое привлекает детей. А в школе все новое: и класс, и учительница… Однако это не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Просто они поняли, что статусное место школьника важнее и почетнее места дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. Дети в 6 лет понимают, что вы можете отказать в покупке игрушки, но не откажете в покупке ручки, тетради. Так же дети видят, что вы можете прервать их игру, но не станете прерывать старших брата или сестру, если те делают уроки. Поэтому ребенок и стремится в школу, чтобы стать взрослым и иметь определенные права. Такой интерес к внешней стороне учебы — это первый этап познавательной мотивации. Конечно этот интерес недолог и он быстро (в течение 2-3 месяцев) исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, т.е. собственно познавательная мотивация. А пока стремление идти в школу и соблюдать правила являются главной составляющей, основой психологической готовности к школе. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок не умел читать, писать, он не сможет хорошо учиться, т.к. школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться любой ценой убежать от этой ситуации: отвлекается на уроках, уход в мечты, интерес только к переменам, конфликтные отношения с одноклассниками или учителем.
  3. Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее — обучение навыкам письма, чтения, счета. Интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний. Главное — это такое психологическое развитие, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, что дает возможность ребенку читать, писать, считать, решать задачи «про себя», т.е. во внутреннем плане. Есть термин «знаковая функция сознания», который обозначает более высокий интеллектуальный уровень развития детей. Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы и цифры), которые замещают обычные предметы. Вы можете объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать машинки в гараже, необязательно перебирать сами машинки, их можно заменить палочками и посчитать палочки. Для решения более сложной задачи можно предложить построить чертеж, который поможет представить условие задачи. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными. Дети, запоминая этот принцип, могут представить условие в уме, т.е у них возникает та самая «знаковая функция сознания». Наличие этих внутренних опор дает возможность детям решать в уме более сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебы. К сожалению дети не всегда обладают хорошей механической памятью. Однако это не должно являться препятствием для запоминания.
  4. Волевая готовность. Здесь речь идет о внимании слушать и понимать содержание. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции взрослого. Вы можете развивать такое умение дома, давая ребенку вначале несложные задания. При этом просить повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что он их правильно услышал. Можно прибегнуть к схеме-подсказке, о чем говорили раньше. Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники под вашу диктовку. Можно подчеркивать и вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру. Такие упражнения развивают работоспособность, внимание детей, умение сосредоточиться на задании. Если ребенок начинает отвлекаться, вы облегчаете задачу, сказав например, что ему осталось еще 1 строчку. Если деятельность ребенка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошей. В том же случае, если ребенок так и не может сосредоточиться, волевая регуляция поведения у ребенка отсутствует и он не готов к школе.
  5. Слышит ли рука глаз? Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности к школе. Для психологической готовности она тоже имеет большое значение. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенко быстро не уставал при письме. Должно быть сформировано умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделять детали. Эти умения во многом уже есть у 4-5 летних детей. Однако следует обратить внимание не на отдельные движения рук и глаз, а на их координацию между собой, т.е. на зрительно-двигательную координацию, которая тоже является составляющей школьной готовности. Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет и списывать или срисовывать. Поэтому важно согласовать действия руки и глаз, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую дает глаз. О трудности координации говорит тот факт, что детям рисовать по памяти легче, чем с натуры.
  6. Переход от эгоцентризма к децентрации. Центрация означает, что ребенок может видеть мир только со своей точки зрения. Принять точку зрения другого человека, науки ребенок не может. В ролевой коллективной игре, т.е. в ведущем типе деятельности ребенка-дошкольника, происходят основные процессы, связанные с преодолением «познавательного эгоцентризма». Частое переключение в игре с одной роли на другую приводит к «расшатыванию» представлений ребенка об абсолютности своего положения в мире. В игре ребенок примеряет на себя роль другого и в то же время ориентируется на поведение партнера. Благодаря децентрации предметом мысли ребенка становятся рассуждения, мысли другого человека. Никакое обучение невозможно до тех пор, пока мысль учителя не станет предметом рассуждения ребенка.