Почему психолог не дает советы?

«Самое трудное — познать самого себя,
самое легкое — давать советы другим».
Фалес

В российском обществе до сих пор существует мнение, что к психологу ходят за советами. Это происходит по нескольким причинам:

  • пока услуги психолога все еще остаются в нашем обществе нераспространенными и ими пользуются нечасто и не все;
  • нет информации о формате работы с психологом;
  • есть предубеждение, что психолог работает с психами, и часто клиенты умалчивают, что они посещают психолога.

Иначе говоря: вот человек столкнулся с какой-то трудностью в жизни. Он начинает спрашивать у близких, знакомых совета или искать ответы самостоятельно. Когда он понимает, что ни один из полученных советов его не устраивает (или он не может найти самостоятельного решения, справиться с чувствами и переживаниями), то он вспоминает о том, что есть такая профессия как психолог. Он знает, что психолог разговаривает, слушает, понимает

А еще такой потенциальный клиент знает, что психолог дает консультации… И тут уже срабатывает механизм социальных стереотипов:

  • есть консультация юриста — мы приходим, задаем вопрос и получаем ответ (совет);
  • есть консультация врача, где мы также получаем ответ на заданный и волнующий нас вопрос, связанный со здоровьем;
  • и есть консультация психолога, куда клиенты приходят точно с такими же ожиданиями.

— «Моя жена меня не любит. Скажите, ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ?»

— «Мой сын меня не слушает. ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ?»

— «Мой муж мне изменяет. ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ?»

— «У меня депрессия. ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ?»

Вопрос «Что мне делать?» звучит часто на консультации у тех, кто обратился впервые. И этот вопрос вполне понятен с точки зрения логики и действия стереотипов. Везде же отвечают, почему психолог не хочет? За что он, в конце концов, деньги берет? Именно поэтому у меня возникло желание разъяснить потенциальным клиентам, почему они не получают советы от психолога (некоторые расстраиваются), чтобы помочь обрести ясность и, возможно, изменить первоначальный запрос на работу с ожидания получить совет на запрос принятия решения или исследование внутреннего мира и себя в отношениях с миром.

Я выражаю свое мнение и мнение других профессионалов, которые придерживаются того же мнения, что психолог не дает советов. На это есть несколько причин:

  1. Совет — это наставление, указание, как поступить. Основан на личном опыте, включая комплексы, предрассудки. Окрашен эмоционально. Т.е. я как психолог заведомо лучше знаю, как действовать клиенту в той или иной ситуации. Но ведь это далеко не так! Лучше самого клиента его никто не знает. Только он знает все свои особенности и ситуации.
  2. На мой взгляд, раздают советы непрофессионалы. Это один из способов поскорее избавиться от клиента, нежелание разобраться в деталях.
  3. Я как психолог, как человек уважаю право клиента самому принимать решения. Почему? Потому что это его жизнь и он имеет право выбора. Я доверяю его выбору.
  4. Допустим, психолог дает советы. В этом случае клиент очень (!) проигрывает. Так как к психологу идут за личностным ростом, в том числе (если я не могу сам принять решение, то, разобравшись в своем внутреннем мире, исследовав какие-то стереотипы, механизмы, травмы, я стану лучше себя понимать, а значит и решения мне станет принимать легче). Когда же за меня принимает решения психолог, то я так и остаюсь незрелой личностью, да еще попадаю в зависимость от него. Вам это надо?
  5. Давая советы, психолог НЕ ДОВЕРЯЕТ Вам. Он словно говорит: «Ты ничего не понимаешь и ни в чем не разбираешься. Вот Я!!!! Я знаю, как тебе будет лучше!» Это большое заблуждение — психолог ограничен своим субъективным опытом и знаниями.
  6. Есть одна тонкая уловка, зачем некоторые люди все время ищут советов. Это один из способов избежать ответственности за принятое решение. Они думают (не осознавая): «Он мне скажет, он и будет отвечать, если совет не сработает. А я ни при чем!» Но ведь жизнью клиента не психолог живет, а сам клиент.

Тогда что же делает психолог?

  1. Он помогает своими вопросами осознать клиенту ограничения, трудности, чувства, состояния, чтобы понять причины, вызвавшие у клиента проблему или состояние неудовлетворенности и, как следствие, избавиться от них (если это необходимо для клиента);
  2. Помогает исследованию внутреннего мира с целью лучшего понимания клиентом самого себя для улучшения качества жизни;
  3. Помогает прийти к решению, выбор которого делает сам клиент;
  4. Помогает увидеть перспективы, другие возможности для лучшего принятия решений или чувств;
  5. Помогает брать ответственность за собственную жизнь и выборы;
  6. Помогает личностному росту (без него не бывает психотерапии — здесь я говорю не о разовых консультациях, а о продолжительной работе);
  7. Отражает чувства, слова и переживания клиента с целью выработки большей осознанности у клиента;
  8. Делится своим видением ситуации;
  9. Помогает исследовать и строить отношения «здесь и сейчас»;
  10. Иногда (по запросу клиента) делится своим опытом;
  11. Иногда дает рекомендации;
  12. Слушает и принимает безоценочно. Иногда это бывает очень важно для клиента.

Рекомендации отличаются от советов тем, что они основаны на научных знаниях и не включают личного опыта специалиста.