Порядки души.
Солодовникова Оксана Владимировна
Никому не выжить в одиночку. Каждому человеку нужна семья или замещающая ее группа людей, нужны отношения. Человек прочно связан со своей семьей. Неосознаваемый страх быть отвергнутым своей семьей, потерять принадлежность к ней сильнее страха смерти. Несмотря на все ссоры, конфликты, претензии, обиды, разводы и потери близких, все члены семьи и рода связаны друг с другом прочной, невидимой, неосознаваемой связью.
Внутри каждого человека заложена информация о его роде, его семье, обо всех событиях, произошедших в прошлом. Все семейные ценности, убеждения, правила, объединяющие людей в семейные системы, находятся в бессознательном всех членов семьи. Некоторые правила и ценности нами осознаются, некоторые нет. Каждый человек обладает лояльностью к своей семье, к своему роду. Лояльность – это неосознаваемая человеком верность порядкам и устоям, поступкам и проступкам, правилам и запретам, существующим в семейной системе. В основе лояльности с одной стороны лежит любовь к членам своей семьи, с другой – страх потерять принадлежность к своей семье, то есть быть ею отвергнутым. Из лояльности каждый человек считает убеждения, правила и порядки своей семьи верными и правильными.
Но душа человека следует другим правилам, порой существенно отличающимся от зафиксированных в разуме человека семейных ценностей. Душа управляет жизнью человека, руководствуясь правилами, о которых он сам не подозревает.
Большим прорывом в психотерапии, на мой взгляд, являются подходы Берта Хеллингера – немецкого психотерапевта. Берт Хеллингер (1925 г.р.) – немецкий богослов, философ, психотерапевт, духовный учитель, получивший известность как основатель метода семейной системной расстановки. Берт Хеллингер изучал философию, теологию и педагогику. 6 лет проработал в качестве члена католического миссионерского ордена среди зулусов в Южной Африке. Затем, став психоаналитиком, пройдя обучение групповой динамике, первичной терапии, трансактному анализу и различным методам гипнотерапии, он пришел к созданию собственного подхода в системной и семейной терапии.
В 80-е годы Берту Хеллингеру удалось выявить закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На этой основе он разработал собственный метод системно-семейной терапии, которая приобретает популярность в мире. Б. Хеллингером на практике были сформулированы три основных порядка души, которых я придерживаюсь в своей работе.
Первый основной порядок гласит: каждый в системе, живущий или умерший, имеет равное право на принадлежность. Если одному члену системы отказано в праве на принадлежность — например, в силу моральной оценки: «он подлец» или «он пьяница», или «у него внебрачный ребенок» — последствия отказа в праве на принадлежность одни и те же, независимо от того, что именно ставится в вину такому члену семьи.
Второй основной порядок гласит, что если кому-либо из членов семьи отказано в равном с другими праве на принадлежность, то порядок восстановится путем замещения такого члена семьи. Замещение происходит, как правило, таким образом: младший замещает старшего (того, кто был исключен) с целью компенсации. Младший страдает так же, как и старший, и становится таким же как он. Так системе приходится вновь столкнуться с борьбой добра и зла.
Итак, два основных порядка души — это равное право на принадлежность и компенсация отказа в принадлежности.
Третий основной порядок требует, чтобы те, кто появился раньше в системе, обладали преимуществом по отношению к тем, кто появился позднее. Семейная совесть и семейная душа следят за тем, чтобы преимущество старших соблюдалось, в противном случае младшие приносятся в жертву с целью компенсации. Если преимущество старших не нарушается, то младшие освобождены от повторений. Третий порядок говорит, что у каждого есть свое место по мере его появления в семейной системе.
Порядки души нами не осознаются. Эти законы действуют на всех без исключения. И незнание этих законов не освобождает от последствий. Семейная система обладает душой, которая руководствуется своими порядками, и все члены семьи им подчинены. Многие члены семьи переплетены с судьбой кого-то из своего рода. Наша жизнь, наши поступки, наши чувства находятся под влиянием прошлых судеб родственников.
С одной стороны человек руководствуется семейными ценностями, принадлежащих его семье. С другой стороны, на его жизнь оказывают влияние порядки души, порой идущие в разрез с убеждениями его родительской семьи. Семейные правила отражают критерии оценки в рамках «хорошо-плохо», «виноват-прав». Для порядков души не важно, что хорошо или плохо, кто прав или виноват – каждый человек имеет право принадлежать семье. Душа не разделяет людей на хороших или плохих.
Почему разнятся порядки души и семейные ценности? Для чего существует этот конфликт? Внутри человека – любовь ребенка. С рождения ребенок привязан к своей семье, ее ценностям, устоям, порядкам. Эта преданность, ощущение принадлежности семье для ребенка и есть любовь. Никакого конфликта нет. Все происходит по любви! Ради своих близких маленькое существо готово на все. Ребенок готов заплатить своим здоровьем, благополучием, счастьем и даже жизнью. Ради принадлежности к семье ребенок готов на жертвы. Такая любовь порой пытается путем самопожертвования защитить близкого человека от бед, болезней, неудач, смерти. Но это невозможно. Детская любовь стремится к недостижимому, к иллюзии. Цель такой любви нереальна и ведет к еще большей боли, несчастьям и трагедиям. Эта детская чистая, наивная любовь, приверженность своей семейной системе остаются с человеком на всю жизнь.
На самом деле никакого конфликта нет. Мы лояльны к своему роду. Мы поддерживаем семейные ценности. Мы соблюдаем семейные правила, привязаны к ним. Мы находимся под влиянием порядков души. Из этого формируется наша судьба, которой мы принадлежим. И именно в этой судьбе уже заложена возможность для роста и перемен. Анн Анселин Шутценбергер пишет об этом: «Можно с уверенностью утверждать, что в своей жизни мы менее свободны, чем полагаем. Однако мы можем отвоевать нашу свободу и избежать повторений, понимая происходящее, осознавая эти нити в их контексте и сложности. Таким образом, мы сможем наконец прожить свою жизнь, а не жизнь наших родителей или бабушек и дедушек, или, к примеру, скончавшегося брата, которого мы «заменили», порой даже не осознавая этого».
Берт Хеллингер писал: «В отличие от классической системной терапии самым важным элементом моего подхода является осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой, действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно очень важно, чтобы психотерапевт нашел ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к решению трудностей».
Цель работы над собой самостоятельно или с терапевтом – это найти решение, а не только причину. Необходимо сразу избавиться от иллюзий, что можно решить все жизненные проблемы одной консультацией, прочтением книги или одним семинаром, тренингом. Первая встреча с терапевтом или дистанционным тренингом – это только первый шаг в своем росте, в своем развитии. Терапевт или дистанционный тренинг – это только посредники между человеком и его решением. К. Витакер писал: «Я должен толкать их к росту. Не мое дело говорить им, каким образом они должны расти. Они должны открыть свою формулу роста… Вы не можете сказать им, как стать ближе к реальности, но лишь в состоянии внести свой вклад в процесс личностного взаимодействия, в котором вы вместе с ними участвуете… Рост семьи не происходит потому, что терапевт делает для них. Это не семья или терапевт, но семья и терапевт запускают семейный механизм в действие».